Яльчикский муниципальный округЧăваш Республикин Елчĕк муниципаллă округĕ

_ Ретро- автомобиль - в пожарной части села Яльчики

_ Ретро- автомобиль - в пожарной части села Яльчики

В СССР в сельской местности, в 60-70-х годах наиболее широко применялись пожарные автоцистерны упрощенной конструкции АЦУ-20 (годы выпуска 1962-1968). Интересно, что АЦУ-20 прослужили очень долго, и отдельные экземпляры можно было встретить в колхозах, совхозах и на небольших предприятиях даже в девяностые годы!

В 1962 году, в производство пошел специальный пожарный автомобиль для сельской местности, разработанный Особым конструкторским бюро пожарных машин Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР. Это была автоцистерна АЦУ-20, официально обозначавшаяся в ведомственных циркулярах как «модель 60». АЦУ-20 представляла собой автоцистерну упрощенной конструкции, предназначенную для доставки к месту пожара личного состава, запаса воды и минимального количества противопожарного оборудования, а также для подачи так называемого первого ствола без установки цистерны на источник воды. Так же эти авто­цистерны использовались для перекачки воды на большие расстояния или для под­воза воды в безводных районах.

АЦУ-20 выпускалась в двух вариантах — на базе грузового автомобиля ГАЗ-51А с колесной формулой 4х2 и на базе вездехода ГАЗ-63, что позволило использовать их в условиях бездорожья. В соответствии с принятой в те годы классификацией эта пожарная машина, смонтированная на шасси автомобиля грузоподъемностью до 4 тонн, относилась к легкому типу.

Изготовлением АЦУ-20 занимался Варгашинский завод противопожарного оборудования (ВЗППО), что в Курганской области. Эта пожарная машина получила распространение практически на всей территории бывшего Советского Союза. Однако век ее оказался недолгим. Дело в том, что в шестидесятые годы в Российской Федерации пожарную технику аналогичного, легкого класса на автомобильном шасси (причем на том же ГАЗ-51А) выпускал еще и завод в поселке Грабово Пензенской области. Данное предприятие начиная с 1967-1968 годов предполагало освоить производство более прогрессивных «пожарок» модели «106», базировавшихся уже на шасси ГАЗ-53.

В настоящее время эти автомобили вытеснены современными пожарными автомобилями. Увидеть такие ретро- автомобили на пожарах уже невозможно. По счастливой случайности в глаза работников пожарной части с. Яльчики попался такой экземпляр в одном из районов Чувашской Республики. И огнеборцы загорелись желанием вернуть жизнь «старинке». Немало понадобилось упорного труда и желания для восстановления пожарного автомобиля. Не напрасным был труд, и вот 6 сентября 2017 года отреставрированный ретро- автомобиль выехал из гаража пожарной части.

Тактико-технические характеристики пожарного автомобиля АЦУ-20 :

Модель

АЦУ-20 (51А)

АЦУ-20(63)

Базовое шасси

ГАЗ-51А

ГАЗ-63

Габаритные размеры, мм

длина

5820

5820

ширина

2200

1920

высота

2130

2200

база, мм

3300

Двигатель

ГАЗ-51

тип

Карбюраторный, четырехтактный

число цилиндров

6

максимальная мощность (с
ограничителем), л. с.

70

Емкость, л

бака для воды

1550

топливного бака

90

системы охлаждения

15

теплообменника

1,5

Насос

марка

ПН-20Л

ПН-20Л

тип

Центробежный, левого вращения, без направляющего аппарата

подача при напоре 95 м вод. ст. и высоте всасывания 3,5
м, л/мин

1200

место установки насоса

В закрытом отсеке, в задней части шасси

Вес с полной нагрузкой и боевым расчетом 2 чел., кг

3350

3510

Максимальная скорость (с ограничителем), км/ч

70

65

Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км пути

20

25



06 сентября 2017
16:27
Поделиться