Вопросы и ответы

20.01.2021
Что такое завещательный отказ? Подлежит ли он государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости?

 Завещательный отказ – это обязанность имущественного характера, которую завещатель возложил на наследника. Завещательный отказ устанавливается в завещании. В частности, на наследника, к которому переходит жилой дом, квартира или иное жилое помещение, завещатель может возложить обязанность предоставить другому лицу (отказополучателю) право пользования этим помещением.
Срок, в течение которого отказополучатель может воспользоваться правом на получение завещательного отказа, составляет 3 года. Гражданин, проживающий в жилом помещении по завещательному отказу, вправе потребовать государственной регистрации права пользования в течение указанного срока.

Регистрация ограничения (обременения) прав проводится на основании заявления наследника или отказополучателя с приложением документа об уплате государственной пошлины.

Управление Росреестра по ЧР
18.11.2020
Правда, что маткапитал разрешили использовать на покупку дома по сельской ипотеке?

Действительно, 27 октября премьер Мишустин подписал постановление об изменении условий льготной сельской ипотеки по ставке от 0,1 до 3%. Появилось право использовать маткапитал для первоначального взноса (10%). Раньше запрета не было, но банки могли отказать заемщику, сославшись на отсутствие нормы в правом акте. Кроме того, необязательно обладать правом собственности на земельный участок. Достаточно договора аренды.

По программе «Сельская ипотека» выдано уже 19 тыс. кредитов в 80 регионах на 37,7 млрд руб. И желающих принять в ней участие не становится меньше.

Начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Чувашии Татьяна Захарова.
06.11.2020
Можно ли оформить договор дарения квартиры родственнику с правом проживания пожизненного проживания в ней дарителя?

Согласно статье 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность. Дарение рассматривается как безвозмездная сделка, не предполагающая каких-либо встречных обязательств.

Действующее законодательство не предусматривает возможность регистрации в качестве обременения (ограничения) в Едином государственном реестре недвижимости условие о том, что по договору дарения даритель будет пожизненно проживать в подаренной квартире.

Кроме того, в Гражданском кодексе предусмотрено, что переход права собственности на жилое помещение к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи собственника, если иное не установлено законом.

 

Начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Чувашии Татьяна Захарова
18.09.2020
- Я являюсь единственным собственником квартиры и хочу подарить долю в этой квартире своей дочери. Надо ли нам удостоверять договор нотариально? Нотариальное удостоверение такой сделки не требуется. Положение части 1 статьи 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» о нотариальном удостоверении сделки распространяется на случаи, когда имущество находится в общей собственности на момент отчуждения долей. При отчуждении доли от целого, имущество находится в собственности одного лица, соответственно, сделка по отчуждению доли в праве собственности на объект недвижимости в случае, если этот объект принадлежит одному лицу, не является сделкой по отчуждению доли в праве общей собственности на недвижимое имущество и требование об обязательной нотариальной форме на указанную сделку не распространяется.

Нотариальное удостоверение такой сделки не требуется. Положение части 1 статьи 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» о нотариальном удостоверении сделки распространяется на случаи, когда имущество находится в общей собственности на момент отчуждения долей.
При отчуждении доли от целого, имущество находится в собственности одного лица, соответственно, сделка по отчуждению доли в праве собственности на объект недвижимости в случае, если этот объект принадлежит одному лицу, не является сделкой по отчуждению доли в праве общей собственности на недвижимое имущество и требование об обязательной нотариальной форме на указанную сделку не распространяется.

Росреестр по Чувашии
28.07.2020
Мы с братом хотим заключить соглашение о разделе наследственного имущества. Обязательно ли нотариально удостоверять такое соглашение?

Не обязательно, заключение соглашения о разделе наследственного имущества при перераспределении долей в праве общей долевой собственности возможно в простой письменной форме.
Соглашение о разделе наследственного имущества предполагает определение долей наследников, а не отчуждение недвижимого имущества одними наследниками в пользу других. Раздел наследственного имущества не является сделкой по отчуждению доли в праве общей долевой собственности, и соответственно, не подлежит нотариальному удостоверению.

Начальник отдела правого обеспечения Управления Росреестра по Чувашской Республике Татьяна Захарова.
13.07.2020
Необходимо ли нотариально удостоверять договор купли-продажи комнаты в коммунальной квартире?

Договор купли-продажи комнаты в коммунальной квартире не является сделкой по продаже доли, несмотря на то, что собственник владеет долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире (статья 42 Жилищного кодекса РФ).

Право общей долевой собственности на общее имущество в коммунальной квартире принадлежит собственникам комнат в такой квартире в силу закона и не может являться самостоятельным объектом права, в связи с чем требования о нотариальном удостоверении сделок по продаже доли в праве общей долевой собственности не применяются. Соответственно, если предметом договора купли-продажи является комната, как самостоятельный объект недвижимости, такой договор не подлежит нотариальному удостоверению.

Управление Росреестра по Чувашской Республике
03.07.2020
Я продала квартиру. Сейчас эту сделку хочу оспорить. Как защитить себя, чтобы квартиру не перепродали?

- В первую очередь необходимо наложить арест на квартиру. Для этого следует обратиться в судебные органы. После этого через МФЦ нужно подать в Управление Росреестра по Чувашской Республике заявление о наличии возражения в отношении зарегистрированного права. По закону подать такое заявление может лицо, право собственности на объект недвижимости которого было зарегистрировано ранее.
Вы под действие этой нормы попадаете. На основании заявления в ЕГРН будет внесена соответствующая запись. Данная мера направлена, прежде всего, на сохранение существующего состояния отношений между сторонами.
Однако надо знать, что запись при отсутствии иных причин, препятствующих государственной регистрации перехода прав на объект недвижимости, не является основанием для приостановления и отказа в государственной регистрации перехода права.
Правильнее и грамотнее будет, если вы обратитесь в суд с заявлением о наложении ареста либо запрета.

22.05.2020
Хотим продать дачный участок, нужно ли брать выписку в Росреестре? Если нужно, то где ее можно получить?

В Управлении Росреестра по Чувашии считают, что каждый добросовестный продавец должен иметь на руках актуальную выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), чтобы у потенциального покупателя не было сомнений в том, что объект недвижимости принадлежит именно вам, и на него не наложен арест или иное ограничение. Кроме того, прежде чем продавать дачный участок вам надо самим удостовериться в том, что ваш участок не попадает в границы охранной зоны или зоны с особыми условиями использования территории. К сожалению, бывают случаи, когда собственники земельных участков не владеют этой информацией. А по закону, в договоре купли-продажи необходимо указать данный факт.
В этой связи рекомендуем для продажи земельного участка заказать выписку из ЕГРН об объекте недвижимости. Для ее получения нужно обратиться с запросом в любой офис МФЦ. При себе необходимо иметь паспорт. Данный вид выписки на бумаге стоит 870 рублей, в электронном виде – 350 рублей. Сведения предоставляются специалистами Кадастровой палаты в течение 3-х рабочих дней. 

Управление Росреестра по Чувашской Республике
20.05.2020
- Судебный пристав в 2017 году наложил запрет на регистрацию моего земельного участка. По информации службы судебных приставов запрет был снят еще в 2018 году, но в реестре недвижимости он все еще числится. У меня на руках имеется копия постановления о снятии запрета на регистрацию. Могу ли я сдать в МФЦ данный документ для снятия запрета, и будет ли снят запрет в Росреестре?

Согласно части 13 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» судебный пристав-исполнитель должен в срок не более чем три рабочих дня направить в орган регистрации прав заверенную копию акта о снятии запрета на совершение действий с земельным участком.
Если по какой-то причине судебный пристав-исполнитель не направил в Управление Росреестра прав заверенную копию акта о снятии запрета, то любое заинтересованное лицо вправе обратиться с заявлением о снятии запрета. К заявлению необходимо приложить постановление судебного пристава-исполнителя о снятии запрета.
Для подачи заявления необходимо обратиться в любой офис многофункционального центра «Мои документы».
Управление Росреестра в течение трех рабочих дней со дня получения заявления самостоятельно запросит документы или содержащиеся в них сведения в службе судебных приставов. Если информация о снятии запрета подтвердится, то запись в Едином государственном реестре недвижимости о запрете на совершение действий с земельным участком будет погашена.

Управление Росреестра по Чувашской Республике
15.05.2020
- Как получить документы после государственной регистрации из архива, если вовремя не получил?

По общему правилу, документы после проведения государственной регистрации выдаются заявителю при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и расписки в том же офисе МФЦ, в котором документы принимались на регистрацию. Также получить документы может представитель при наличии нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его полномочия на получение таких документов.
Если в течение месяца после проведения государственной регистрации права и (или) кадастрового учета заявитель не смог подойти за получением документов, необходимо обратиться в МФЦ и подать заявление по установленной форме. Заявление должно содержать ФИО заявителя (правообладателя), адрес (местоположение) и кадастровый номер (при наличии) объекта недвижимости, номер заявления о государственной регистрации и (или) государственном кадастровом учете (при наличии). Следует отметить, что документы могут выдаваться заявителю из архива по экстерриториальному принципу (по месту подачи заявления (запроса), по месту нахождения заявителя).
Срок выдачи неполученных документов составляет 5 рабочих дней со дня приема заявления (кроме экстерриториальных запросов) Выдача невостребованных документов производится бесплатно. Получение документов из архивного хранилища иным способом не предусмотрено.

Помощник руководителя Управления Росреестра по Чувашии Лебедева Ольга
07.05.2020
- Как купить квартиру в браке, чтобы при разводе она досталась только одному из супругов?

- Согласно Семейному кодексу, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Изменить режим совместной собственности можно брачным договором. Он может быть заключен как до регистрации брака, так и в любое время в период брака, а также как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов. В частности, брачным договором можно предусмотреть, что приобретаемое (или уже приобретенное) имущество будет являться как в браке, так и в случае его расторжения собственностью одного их супругов.

Росреестр по Чувашии
25.02.2020
В этом году мне исполняется 45 лет. При замене паспорта, решила вернуть свою девичью фамилию, так как давно в разводе. Необходимо ли мне сообщать о смене данных в Росреестр? Если да, то сколько будет стоит данная процедура и какие документы для этого необходимы?

Сообщать или не сообщать в Управление Росреестра о смене персональных данных, в том числе фамилии, не обязанность, а право. Процедура носит заявительный характер. Но необходимо иметь ввиду, если вы решите в последующем совершить какие-либо действия с недвижимостью, собственником которой являетесь, например, продать, подарить, завещать, заложить или вам надо будет получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, то вам все-таки придется внести изменения в базу данных. Поэтому решать только вам, когда сообщить в орган регистрации о смене фамилии и замене документа, удостоверяющего личность для актуализации сведений о вас как о правообладателе в ЕГРН.
Для внесения изменений в реестр в части фамилии правообладателя и паспортных данных необходимо представить следующие документы:
- заявление о внесении изменений в ЕГРН;
- документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт);
- документ, подтверждающий полномочия представителя, в случае, если за государственной регистрацией обращается представитель (оригинал и копия);
- документ об уплате суммы государственной пошлины в размере 350 рублей.
Заявление о внесении изменений в ЕГРН и документы для проведения государственной регистрации можно подать в любой офис многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по месту жительства.

Управление Росреестра по Чувашской Республике