Яльчикский муниципальный округЧăваш Республикин Елчĕк муниципаллă округĕ

Открытая власть – сильная республика

 

 

Известно, что эффективный диалог правительства и жителей республики — основа государственной политики Чувашии. Стремиться соответствовать запросам и ожиданиям общества, быть предметными в решении конкретных проблем жителей, меняться вслед за изменениями в жизни людей – одна из главных задач регионального правительства. Такое мнение выразил временно исполняющий обязанности Главы Чувашской Республики Михаил Игнатьев. О том, каким образом диалог между правительством и населением поможет дальнейшему развитию Чувашии, Михаил Игнатьев рассказал нашему изданию.


ВАЖНА ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ


– Михаил Васильевич, сегодня можно не стесняясь говорить о том, что у нас в Чувашии есть поводы не только для оптимизма, но и для определенной гордости. Однако вы призываете говорить не о заслугах и достижениях, а о задачах на перспективу. Какие из них вам кажутся наиболее актуальными?


– Создание новых рабочих мест, рост заработной платы, строительство доступного жилья, хорошее медицинское обслуживание, возможность работать и достойно жить в сельской местности – заметные результаты по этим и другим направлениям помогают Чувашии развиваться, а нашим гражданам уверенно смотреть вперед.


Но вместе с тем я чувствую, как с решением этих вопросов люди требуют к себе и к своим проблемам другого, более внимательного, отношения. Общество хочет быстрых созидательных перемен и справедливо предъявляет к работе власти высокие требования. Поэтому наряду с глобальными задачами социально-экономического характера я вижу еще одно направление, реализация которого не менее актуальна. Уверен, без постоянного контакта и постоянного общения с жителями нашего региона многие первостепенные социально-экономические проекты будут просто буксовать. Любой социально значимый объект, любое действие власти, которое касается самочувствия жителей, должно быть обязательно проинспектировано населением. Это непростой путь, это означает, что надо более быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, за счет привлечения к участию в нашей работе тех, в интересах кого мы действуем, – жителей Чувашии. Такая практика должна стать повсеместной и постоянной.


– На чем основывается такой вывод?


– За пять лет, что я нахожусь у руля республики, я видел немало примеров того, как многие жизненно важные вопросы решаются заметно быстрее и эффективнее, если инициативные люди включены в процесс совместного управления, совместного принятия решений для достижения результатов. Я благодарен всем неравнодушным людям. Многие их конструктивные предложения мы используем при принятии решений, корректируем приоритеты. Как результат – ни один подписанный за последние пять лет закон не был отменен, что говорит об эффективности законодательной базы, формирующейся в республике. Это позволяет нам создавать равные условия для всех граждан республики и является залогом стабильности и благополучия каждого человека.


Поэтому считаю, что такая линия в деятельности региональных органов власти должна быть не только сохранена, но и значительно усилена.


Чувашия – многонациональная республика. Одновременно удовлетворить все запросы нелегко, но задача в другом – нам важно определить, что сегодня для нас главное и на что нужно обратить первостепенное внимание. Основную поддержку я всегда получал от народа благодаря прямым контактам с населением республики. И сегодня для меня такие встречи являются основным посылом в тех преобразованиях, которые мы осуществляем в республике, поэтому очень важно, чтобы власть была открыта перед обществом.


МЫ ТОЖЕ ИЗ НАРОДА


– Чиновник далек от народа – эта мысль еще несколько лет назад воспринималась абсолютно нормально и рядовыми жителями республики, и, что самое печальное, самими чиновниками. Как вы собираетесь менять сложившийся стереотип?


– Я сам не раз становился свидетелем того, как придя во власть, некоторые чиновники забывали, что они такие же жители региона, как и любой другой человек.


После назначений отдельные руководители выбрасывали в мусорное ведро все свои обещания и прекращали решать проблемы людей. Встречаться с жителями считали ниже своего достоинства, на прием к ним было просто невозможно попасть… Вот и накапливались у людей раздражение и неверие.


Я поставил задачу в корне изменить эту ситуацию. Правительство должно было добиться того, чтобы каждый шаг был прозрачен и понятен. Сегодня народ хочет видеть новые подходы к их проблемам. Мы должны и можем отреагировать на эти ожидания.


– Каким образом?


– Я думаю, наиболее эффективные механизмы открытости заключаются в наборе простых технологий. Первое – качественное и своевременное предоставление информации, потому что никакой диалог власти и общества, власти и бизнеса невозможен в безвоздушном пространстве, если участники этого диалога руководствуются разными данными. Очевидно, что чем больше, чем доходчивее, чем своевременнее мы рассказываем о нашей работе, о наших инициативах, тем больше мы можем рассчитывать на отзыв жителей.


Большая работа в этом направлении уже проделана. Я сам, министры и руководители государственных структур фактически в еженедельном режиме проводим встречи в городах и районах республики с местным населением, сотрудниками предприятий и организаций. Это не просто возможность посмотреть, как живут люди. В первую очередь, это возможность для жителей получить ответы на интересующие их вопросы, так как мы идем в народ с открытой душой, на все вопросы отвечаем искренне.


Только за последние два года я провел около тысячи встреч по всей республике. И практически везде я вижу готовых к диалогу людей, которые не только задают вопросы, но и предлагают свои варианты решения возникающих в их жизни проблем. Это стало возможным в том числе благодаря тому, что мы – власть – стали значительно активнее и оперативнее доносить до людей информацию о своей работе.


– Тем не менее исключительно личными встречами вряд ли удастся охватить всех желающих…


– Сделать работу органов власти, чиновников максимально открытой для общества – это главная цель преобразований, которые сегодня проводятся в республике. И это, на мой взгляд, очень правильно, поскольку в конечном счете такая открытость призвана повысить уровень общественного доверия к властям. Для этого, конечно, необходимо быть максимально открытым для средств массовой информации и использовать самые различные формы общения с журналистами.


Фото Олега МАЛЬЦЕВА

– Одной из проблем здесь было отсутствие своего республиканского радио и телевидения. Структуры созданы, а насколько успешно они работают?


– Сегодня Национальное телевидение Чувашии и Тёван радио входят в число ведущих СМИ республики. Здесь подробно и оперативно освещаются все стороны жизни республики, создаются десятки программ, в том числе о жизни районов Чувашии. Причем делается все это как на русском, так и на чувашском языках.


Одним словом, это еще один важный шаг, который сделало республиканское правительство на пути к открытой власти. Кроме того, хочу отметить, что, несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, нам удалось не только создать новые средства массовой информации, но и сохранить ведущие печатные издания. «Советская Чувашия», «Хыпар», «Грани», районные газеты сегодня живут полноценной жизнью, предоставляя своим читателям объективную и достоверную информацию о жизни республики.


Я, как и все члены правительства, регулярно провожу пресс-конференции, даю интервью, участвую в брифингах, прямых линиях. На пресс-конференции приглашаются не только государственные средства массовой информации. Задать свой вопрос и получить ответ могут все журналисты из любого СМИ. Считаю, что это также один из признаков открытости власти.


Нередко встречи проходят в формате бесед, где журналисты не только задают вопросы, но и высказывают свое мнение по тому или иному поводу. Это очень показательно. Потому что люди от критики переходят к более деятельному участию в жизни республики. Конечно, быть профессиональным критиком гораздо проще. Здесь не надо от слов переходить к делу, хотя, я считаю, что такие люди так же необходимы, поскольку заставляют власть шевелиться. Поэтому я нормально отношусь к появлению конструктивной критики в адрес правительства республики и в мой личный адрес. Кроме всего прочего, это говорит еще и о том, что у нас все в порядке со свободой слова, а мнение каждого жителя республики мы ценим и уважаем. Главное, быть честным и открытым, не пытаться обманывать людей, только так можно заслужить их доверие и поддержку.


– Не могу не спросить про Интернет. Ведь сегодня это все-таки один из мощнейших ресурсов предоставления и получения информации.


– Я согласен с тем, что сегодня в век высоких технологий это явление обойти никак нельзя. Здесь мы также стараемся использовать все доступные сервисы. Примером может служить онлайн-трансляция заседаний Кабинета Министров Чувашии или начавший свою работу портал «Народный контроль».


Конечно, нам хочется еще большей активности. Поэтому со своей стороны я также предлагаю сформировать некую единую социальную сеть, которая смогла бы объединить неравнодушных жителей республики для поиска решений и формирования предложений к республиканским властям по самым насущным вопросам.


НАШ ОБЩИЙ ДОМ


– Если мы говорим о диалоге, то необходимо не только доносить информацию до жителей республики, но и учитывать их мнения при принятии решений. Есть ли у вас опыт такого взаимодействия?


– При принятии ключевых решений правительство республики уже давно отошло от принципа «деньги любят тишину» к новому постулату «все траты бюджета должны обсуждаться». Это же касается и участия жителей Чувашии в формировании наказов к ежегодным посланиям Главы республики. С каждым годом при подготовке документа мне поступает все больше и больше обращений, причем, если в первое время они носили в основном критический характер, то в последние два года ситуация значительно изменилась. В своих рекомендациях люди чаще выдвигают рациональные идеи и предложения для решения тех или иных проблем. Это говорит о том, что наши жители стали больше доверять власти, а деятельность региональной администрации стала более открытой и прозрачной.


– Большое внимание сегодня привлекают к себе и так называемые общественные палаты. Какую роль вы отводите этим структурам?


– Я считаю, что это еще одно важное направление, на пути к диалогу с жителями республики. Такая форма взаимодействия значительно повышает эффективность работы чиновников, поскольку политики слышат альтернативные точки зрения, а значит, могут всесторонне рассмотреть любой вопрос. Конечно, в первую очередь, я говорю об общественных палатах, которые сегодня действуют при муниципалитетах и министерствах. Другое дело, что пока еще далеко не везде эти структуры играют нужную роль.


– Каким, по-вашему, должен быть механизм работы таких советов?


– В идеале я бы хотел видеть ситуацию, когда такие общественные советы были бы проводником в конструктивном диалоге между властью – чиновниками и обществом – жителями муниципалитетов.


Здесь должны вырабатываться предложения по решению конкретных проблем района, поселка, города, деревни. Более значимые вопросы могут передаваться на уровень региональной администрации и депутатов Законодательного Собрания. Таким образом, может поменяться и система принятия решений. Власть давала бы ресурсы, а люди на местах уже решали бы, куда их направить и какую проблему решить в первую очередь. Сейчас зачастую в администрации решают, какие дороги нужно отремонтировать и в какой цвет покрасить подъезд. Людей никто не спрашивает. А все потому, что нет отлаженной системы оповещения о потребностях населения.


Мы должны дать возможность людям самим принимать такие решения. Они должны видеть и знать результат проектов, следить за использованием средств и качеством исполнения.
Таким образом, вместо вертикали власти мы бы плавно перешли к вертикали ответственности и доверия между обществом и чиновниками. Хотя бы в вопросах, напрямую касающихся жизни рядовых жителей региона.


– Смелая идея. А люди готовы к такому взаимодействию?


– К примеру, совсем недавно я принял участие во встрече ведущих блогеров Чувашии, которые обменивались своими идеями проектов по формированию комфортной среды в республике. Причем, отмечу, они не просили, а предлагали свою помощь в направлениях, которые, по их мнению, можно сделать еще лучше. И, конечно, я эти начинания буду всячески поддерживать.


Есть положительные примеры, люди готовы делиться этим опытом, но, к сожалению, у нас еще встречаются равнодушные чиновники, которые стараются такие инициативы «замылить». Такой подход в новой системе взаимоотношений непозволителен и даже преступен. Заявляю однозначно: мы будем тиражировать положительный опыт, содействовать инициативным людям, поддерживать их. Такие обращения станут обязательными для исполнения, законом для чиновников.


– Но ведь настолько плотная работа с населением только добавит головной боли. Вы к этому готовы?


– А кто сказал, что работать чиновником легко? Конечно, для власти это дополнительная головная боль. Но мы-то говорим о том, чтобы люди чувствовали свою принадлежность к общему делу. Все вопросы решаются тогда, когда задаются. Яркий пример тому проект «Открытый город», который на протяжении уже двух лет реализует администрация города Чебоксары. Лицом к лицу, без ограничения тем руководители мэрии встречаются с населением, что называется, на местах – в микрорайонах города. И если в первые встречи в обращениях жителей было больше негатива – еще бы, люди до этого, наверное, никогда чиновников так близко и не видели, то сегодня все больше обсуждаются реальные проблемы, и жители города говорят о том, что такие встречи нужны и полезны.


Власть должна работать открыто, не бояться отвечать на самые сложные и неприятные вопросы. Только такая позиция будет способствовать поступательному движению вперед ради главной цели – добиться того, чтобы жители республики стали жить лучше. В этом году такой формат общения переняли и Новочебоксарск, и Алатырь, и Канаш, и Шумерля. Встречи с руководством города здесь проходят прямо во дворах. Я считаю, что это отличные примеры для всех муниципалитетов республики.


– А вы можете привести конкретные результаты таких встреч?


– Самое главное, что население, наконец, начинает чувствовать свою ответственность за территорию, на которой живет. Отличное подтверждение тому: ухоженные клумбы во дворах, картинные галереи в подъездах, обустроенные совместными усилиями детские площадки.


Я знаком с женщиной, которая вместе с ребятишками благоустраивает территорию своего двора: они сажают цветы, красят скамейки, устраивают концерты для жителей близлежащих домов. Никто ее об этом не просит. Просто ей хочется, чтобы люди, живущие в этом дворе, радовались красоте, а дети приучались создавать и беречь эту красоту. Это показательный пример того, что нам необходимо перестать относиться к общественному как к ничейному.


У нас ведь сколько угодно примеров, когда за счет средств бюджета ремонтировался дом, но буквально через месяц разрисовывали стены, срывали с петель двери, выбивали стекла, варварски относились к детской площадке. Власть может один раз привести в надлежащее состояние дом, детскую площадку. А дальше необходимо, чтобы сам собственник следил за принадлежащим ему имуществом подобающим образом, как хозяин. Кроме того, это и сигнал для властей – строительство каждого объекта, внедрение любого начинания должно быть продиктовано обществом и востребовано им.


ВМЕСТЕ СМОЖЕМ БОЛЬШЕ


– Получается, что значительная роль в вопросе открытости и доступности власти принадлежит муниципальным чиновникам?


– Да. Сегодня уже очевидно, что если нормального диалога нет в кабинетах и залах – он в виде протеста выплескивается на улицы и в пикеты, выражается в многочисленных открытых письмах в Интернете и обращениях к руководству республики. Самый красивый отчет на бумаге не заменит реальной оценки людей. Поэтому мы отстраиваем систему, при которой у людей должна появиться уверенность: власть слышит их, знает о проблемах и заботах.


И вот здесь я возвращаюсь к роли местного самоуправления. Местная власть наиболее приближена к населению, и ее задачей как раз и является обеспечение достойного быта, жилищно-коммунальных услуг и прочего, что формирует у нас представление о качестве жизни.


Я уже говорил о том, что провожу много встреч с жителями республики. На них мне задают большое количество вопросов, просят помочь в решении тех или иных проблем. При этом мне очевидно, что подавляющее число ситуаций относится к ведомству муниципалитетов. Именно в районных администрациях решается вопрос об асфальтировании дороги во дворе дома или замене устаревшего лифта. Именно там принимаются решения о выплате детских пособий или сносе незаконного жилья. Вы правильно заметили, невозможно одними только личными встречами охватить всех жителей республики, также невозможно эффективно работать, занимаясь решением вопросов, которые напрямую не относятся к твоей компетенции. Если такие обращения ко мне поступают, значит, муниципальные чиновники недорабатывают.


– Каким образом вы планируете решить эту проблему?


– Здесь я хочу отметить работу, которую мы уже провели по совершенствованию системы вертикали власти. Сегодня в Чувашии уделяется большое внимание межбюджетным отношениям и роли муниципальных образований в жизни региона. Мы стараемся выстроить систему управления, которая основывается на инициативе каждого человека. Именно поэтому с каждым годом влияние депутатов сельских поселений, муниципальных образований становится все сильнее и заметнее.


Мы за последние годы серьезно изменили систему работы с муниципалитетами. Требуем со стороны чиновников разработки программ развития. Я лично слежу за исполнением обязательств всех сторон. Каждая моя поездка в город или село – это обязательно открытое и публичное обсуждение социально-экономического развития муниципалитетов с участием жителей.


Однако, надо признать, что на улицах наших городов, сел и поселков еще недостаточно чисто, еще есть запущенные дворы и пустыри, еще есть жалобы на чиновников по самым разным вопросам. Значит, контроль над их работой надо усиливать. Одним из решений могут стать общественные приемные Главы Чувашии в каждом районе республики, куда бы могли обратиться жители конкретного муниципалитета. Я хочу подчеркнуть, что общественная приемная ни в коем случае не должна подменять муниципальные власти. Ее задача – увеличить результативность решения насущных вопросов, а главы муниципальных образований должны понимать, что количество обращений сюда – это элемент оценки деятельности чиновников на вверенной территории.


– Знаю, что многие частные инициативы и обращения, в том числе поступившие в общественные приемные, вы держите на личном контроле. Это не мешает вам исполнять свои непосредственные обязанности?


– Я, наверное, все-таки не нарастил той брони, которая зачастую отделяет чиновника от простых людей. Поэтому всегда сопереживаю человеку, оказавшемуся в трудных обстоятельствах. У нас в Чувашии при решении любых проблем всегда действовали всем миром. Вот это и есть – самое главное. Основной принцип – в одном простом слове «вместе»!


Мы вместе должны создать в Чувашии ситуацию, когда республика будет привлекательным местом для жизни. Именно поэтому правительство открыто к диалогу и совместной работе с жителями республики. Итогом этой большой работы будет то, что мы, наши дети, внуки будем жить в самом красивом регионе России. И такая перспектива реальна.


Александр КУЗИН


Фото из архива редакции



 



"Советская Чувашия"
25 августа 2015
15:15
Поделиться