Оберег в пути нелегком
Резной столб встречает путника при въезде в село Лащ-Таяба Яльчикского района. Старожилы утверждают, оно основано переселенцами – чувашами-язычниками. Якобы глава рода Ураскилт за храбрость, проявленную в боях при взятии Казани, получил от царя Ивана Грозного государеву грамоту, закрепившую за ним земли на «диком поле». Впрочем, существуют и другие предания.
Почему место выбрано на речке Лащи? Леонид Князев, местный краевед, а точнее, настоящий патриот, по-другому и не назовешь этого директора питомника борзых собак, пояснил: «Чувашей всегда к воде тянуло. Вот и переселенцы здесь остановились. Кстати, раньше лес стеной стоял в 500 десятин. Его вырубили во второй половине XIX в. Любопытно, что и нашим дедам была свойственна тяга к перемене мест. В 1928 году, например, 28 семей переселились в Сибирь, в глухомань Кемеровской области».
Лащ-Таяба – село как село в тысячу жителей. Здесь присутствует обязательный набор – школа, клуб, библиотека, церковь, отделение врача общей практики, магазины, почта. И все же есть изюминка – уникальный в России питомник по разведению отечественных пород борзых собак. Здесь же популярное место псовой охоты без ружей, известное далеко за морями, за лесами. «Даже охотники из Америки встают в очередь, чтобы позабавиться у нас, – рассказывал Князев. – А Европа давно здесь прописалась. Удивляются иностранцы, что в глубинке газ и иные удобства. Гостям непременно рассказываем, что в войну на фронт было мобилизовано 326 уроженцев села, из них 144 погибли. Такая вот печальная арифметика. Но мы знаем, что односельчанам свойственно быть бесстрашными героями. Это у нас в крови. Я где-то вычитал, как в 1892 году воспитанник Симбирской чувашской школы А. Васильев записал историческое предание о том, как чувашский предводитель привел наших предков на здешние привольные места. Путь ему показывал Белый волк. Вот я и предложил мастеру Сандру Пиклу вырезать силуэт волка на столбе».
Однако многие подумали, что такая символика агрессивна. На форумах в интернет-сообществе даже поругивали за это флаг села Лащ-Таяба. На это Леонид привел столько былин и преданий, когда в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках волк выступает как прародитель, покровитель и защитник. Всезнайка Князев даже вспомнил чуваша Никиту Бичурина. Якобы в одной из работ востоковед с мировым именем, ссылаясь на китайскую летопись VII века, сообщает, что тюрки-тугю произошли от волчицы: однажды враги истребили целое племя, в живых остался только десятилетний мальчик. Его спасла от голодной смерти волчица, приносившая ему мясо. Говорят, волчица выступает как прародительница в чувашских генеалогических легендах. Рисунки и изображения волка на одежде, предметах домашнего обихода, оружии, упряжи выражали неразрывное единство первобытного коллектива. В поздних традициях эти изображения стали фетишами, духами-хранителями рода, селения.
Оказывается, в резной композиции воин показывает в сторону местного кладбища. Как бы символизируя, что у жителей долгая история. Они помнят заветы предков, не поступаются ими. «Вот и я, отправляясь в дальний путь, всегда подвязываю ленточку. Прошу у предков-хранителей села благословения. Не подумайте, что все эти показные мероприятия полная чушь собачья. Так у нас принято. Не случайно и парни, уходя в армию, повязывают ленточки. Этим дают клятву, что не посрамят чести жителя Лащ-Таябы. А отслужив, обязательно вернутся в отчий дом», – говорит директор питомника.
Наверное, еще немало интересного рассказал бы Леонид Князев. Да по «мобиле», а он опять в командировке в Мордовии у тамошних коллег по разведению собак, много не поговоришь.