13:27_ Сегодня во всем мире отмечается «День Качества».
Вторая неделя ноября в большинстве европейских стран объявлена «Европейской неделей качества», а второй четверг ноября – «Всемирным днем качества». В последнее десятилетие тысячи организаций во всем мире считают приоритетным направлением своей деятельности повышение качества выпускаемой продукции и услуг. Этот праздник проводится ежегодно, начиная с 1989 года, по инициативе крупнейших международных организаций по стандартизации и качеству при поддержке ООН.
Первый универсальный стандарт качества управления производством - ISO 9000 был разработан в 1987 г . в Международном институте стандартов (ISO - International Standard Organization). С тех пор стандарт неоднократно обновлялся и пополнялся. Очередная его редакция вышла совсем недавно – в октября 2005 г . В новую версию ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» были добавлены определения ряда терминов, используемых в документах периода позднее 2000 года, а также комментарии к уже существующим определениям.
Для иностранных компаний постановка системы качества и сертификация по стандарту ISO 9000 давно уже стала обязательной. В России спрос в этой области начал формироваться с 1995 года, однако лишь в последние несколько лет, вопросам качества в России стали уделять пристальное внимание. Существуют отрасли, в которых сертификат системы качества является обязательным: например, производство и продажа ядерных и нефтехимических реакторов. А при распределении госзаказов государство, как правило, отдает предпочтение компаниям, сертифицированным в этой области.
Вообще, компании, получающие сертификат ISO 9000 в России, можно разделить на три основные группы: это иностранные компании, предприятия, работающие на экспорт и «продвинутые» российские организации, заинтересованные в постановке системы качества по стратегическим причинам.
В основном, сертификацию стимулируют иностранные партнеры отечественных компаний, ведь на Западе работать без сертификации просто не принято. Не имея сертификата ISO 9000, крайне сложно начать сотрудничество с крупными иностранными организациями. Однако не секрет, что многие российские компании подходят к получению ISO 9000 довольно-таки формально. Большинство создают систему качества по минимальным требованиям - исключительно для получения сертификата, учитывая только требования потребителя.